3 мая 1968 года. Сдана досрочно сессия и мы, студенты 3 курса историко- педагогического института г. Челябинск, стоим у памятника «Орленок» в ожидании автобуса. Ехать нам далеко: в аэропорт, затем лететь в Симферополь, и еще один автобус до пионерского лагеря «Артек». Немного тревожно от неизвестности. Ночью, сойдя с трапа самолета, поразились необычайными запахами весны, но не уральской, а крымской. Через два часа поездки по горной дороге, перед нами предстала легенда, чудо для всех пионеров и взрослых, эта сказка «Артек» на южном берегу Черного моря.

Устройство на новом месте, знакомство с территорией, необычными корпусами, растительностью, отодвинули тревогу о нашем новом статусе -пионерский вожатый в таком легендарном лагере. Конечно, кое-какой опыт работы был у нас за плечами: 1966 год-участие в археологической экспедиции на оз. Чеваркуль под Магнитогорском, 1967 год — работа в пионерском лагере на озере Увильды. Но здесь, в «Артеке», все по-другому. К чему готовиться?

Первая смена ошеломила новыми традициями: артековский круг, поездки по знаменитым местам Крыма, костры до неба, новая, невиданная форма для пионеров всех отрядов и для вожатых. Необычный распорядок дня, неукоснительно выполнявшийся всеми, первоначально создавал впечатление мощной машины, в которой все вертелись и подчинялись ее правилам. Но, привыкнув, увидели детей, которые были искренними, желавшими быть услышанными и замеченными. Артековская система создавала условия для раскрытия всех способностей подростков. Каждый мог громко заявить о себе у костра «Расскажи мне о себе». Стеснительность исчезала, потому что все были в одинаковом положении, никто не подтрунивал над другими, все воспринималось адекватно. Среди детей появлялось взаимопонимание, многие начинали дружить, и эта дружба длилась годами уже после расставания.  Я не помню, чтобы в отряде, где работала, были конфликты. Все проблемы решались сообща. Каждый подросток, который хотел получить достойное место в коллективе, видя мнение друзей, начинал анализировать свое поведение, отношение к себе и другим членам отряда.  Я, как вожатая отряда, не всегда знала, как поступить. Большую помощь получила от начальника дружины «Речная» после первой смены. Отведя в сторону от всех вожатых, мой руководитель сказал, что я неплохо справляюсь с работой, но у него складывается мнение, что я боюсь детей. Это было открытием для меня. Со стороны это было видно, хотя я не испытывала страха. Долго думала, выясняла, как это проявляется и поняла, что страдаю нерешительностью в принятии решений. Хватило набраться смелости и спросить ребят второй смены: «Как лучше для них я должна поступить в той или иной ситуации?» Интересной была реакция детей: начиналась настоящая «мозговая атака». Они помогали мне, я помогала им. Этот опыт мне удалось повторить в 93 школе после окончания института. На вопросы «Что я делаю не так, чтобы вы мне посоветовали?», я всегда получала хорошие советы, и они давались без ухмылок, по-деловому.

Часто мы с ребятами гуляли по огромной территории лагеря, заходили в другие дружины. Однажды, придя в лагерь «Морской» во время международной смены, ребята увидели необычно красивых подростков. Это были девушки и юноши из Чили. Долго обсуждали особенности сверстников, но никто и подумать не мог, что их счастливое детство при президенте Альенде оборвется в 1973 году в результате военного переворота Пиночета. В другой раз ребята увидели танцующий круг детей из Египта. Большинство слов были непонятны, кроме одного: «Насер». Дети танцевали 10, 20, 30 минут.

Все оказалось величественно и просто: дети пели о втором президенте Египта (Гамаль Абдель Насер). Юные египтяне показали любовь и уважение к президенту. За что? Да просто за то, что он работал во благо народа. Наши пионеры получили яркий образец патриотизма.

Ярких впечатлений было много в каждой смене и для детей, и для нас, вожатых.

Истинные отношения, которые складывались в отрядах, можно было увидеть в день закрытия лагерной смены, когда полыхал огромный костер и на следующий день, отмеченный потоком слез отъезжающих из лагеря детей. Рыдали девочки и мальчики, рыдали вожатые и сотрудники различных служб лагеря. Прощались с друзьями, со сказкой. Жизнь входила в свою колею, но память не отпускала от праздника счастья детства, юности.

Ковригина Алевтина Анатольевна (Дербенева), учитель истории и обществознания (Средняя школа №93, МОУ СОШ №15 Г Челябинск)

Артековец Всегда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code