Ю.М. Александрович

Вспоминая годы детства, мы еще и еще раз говорим: спасибо тебе, пионерия, за алый галстук, ставший путевкой в комсомольскую юность; сердечное спасибо тебе за звонкие песни, за звуки горнов, за веселые игры, за вольные ветры походных дорог…
Отрадно, что в один ряд со славными трудовыми традициями челябинских комсомольцев, берущими начало в буднях первых пятилеток, встают и новые добрые традиции постоянной заботы о пионерах. Черты этой заботы мы видим в дружбе пионеров с прославленными трудовыми коллективами, в создании атмосферы всеобщего внимания со стороны самой широкой общественности к детям, к школе.
В апреле 1971 года Бюро ЦК ВЛКСМ заслушало отчет Челябинского обкома ВЛКСМ по руководству областной пионерской организацией. В принятом постановлении было немало лестных оценок нашей работы. Но было и много такого, что заставило всю областную организацию серьезно поработать, чтобы окончательно устранить психологический барьер, мешавший по-настоящему вникать в пионерские дела, и отрешиться от привычки считать их второстепенными.
Инициативу взял на себя школьный отдел. И первое что сделали наши главные пионерки — организовали «пионерский всеобуч» для всех. В зональной комсомольской школе, на курсах и семинарах, например, курсы лекций и собеседований по всему циклу подготовки к 50-летию пионерской организации, Всесоюзного марша «Всегда готов!», постановления ЦК КПСС «О 50-летии Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина».
Повышение уровня пионерской работы — задача сложная и многогранная. Поэтому была разработана конкретная программа. Мы назвали ее «Пионерская двухлетка», где стержнем стали проблемы подготовки пионерских работников, а организующим началом план работы с главным звеном — пионерскими вожатыми.
Есть золотое правило: чтобы руководить пионерскими коллективами, воспитывать детей, надо самому систематически учиться, повышать педагогические и политические знания. Накануне нового учебного года комитеты комсомола, областной совет пионерской организации, совместно областным отделом народного образования, провели лагерным сбором пять зональных недельных семинаров старших вожатых. В областном центре горком ВЛКСМ, вместе с Дворцом пионеров имени Н. К. Крупской и кафедрой теории и методов пионерской и комсомольской работы педагогического института, организовали университет пионерского вожатого, провели научно-практическую конференцию с участием молодых ученых и аспирантов. Все это помогло вооружить вожатых знаниями теории, истории и методики пионерского движения, педагогическими и политическими знаниями.
Регулярными стали встречи со старшими вожатыми в горкомах, райкомах партии, в комитетах комсомола. Опытные лекторы, ученые, педагоги знакомили их с политическими событиями в стране и за рубежом, с новостями науки и техники. Многие вожатые занимались в кружках комсомольского и партийного политпросвещения.
Ежегодно проводилась переаттестация кадров. Практиковались посвящения в профессию, костры дружбы, «огоньки». Все это вносило в жизнь вожатых элементы романтики, создавало атмосферу дружбы и товарищеской взаимопомощи.
Все вожатые области стали участниками Всероссийского ленинского зачета, ставшего для них отчетом не только о сумме усвоенных знаний и навыков, но и о том, как практически изменилась жизнь и деятельность пионерских дружин.
Вот один пример — комплексный план старшей вожатой школы № 20 города Магнитогорска Марии Яруллиной. Он разносторонен и вместе с тем конкретен. Включает личные обязательства: успешно закончить IV курс литфака, подготовиться к вступлению в ряды КПСС. В плане Марии немало обязательств, направленных на повышение педагогического мастерства: изучить и использовать в работе педагогическое наследие Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского; особенности индивидуальной работы с трудными подростками. И обязательства общественные: подготовить для педсовета доклад «Пути развития пионерского самоуправления в школе». Посетить не менее 90 уроков, вести педагогический дневник «Ты и твои помощники»; сделать анализ наблюдений за год — роль классных руководителей в организации деятельности пионерских отрядов 5-7 классов. И обязательства комсомольские: подготовить к вступлению в комсомол десять пионеров.
Большая, кропотливая работа с вожатыми принесла первые благотворные результаты: уменьшилась их сменяемость и увеличилось число пионерских комиссаров с высшим и средним специальным образованием. 69 дружин возглавляют коммунисты. Комитеты ВЛКСМ дали лучшим учителям-комсомольцам путевки в пионерские дружины.
Важная задача комитетов ВЛКСМ, советов пионерской организации — обучение школьного комсомольского и пионерского актива, развитие пионерского самоуправления. Традиционными у нас стали лагеря труда и отдыха для комсомольских и пионерских активистов, областные сборы «Орленок», где учим школьный актив, председателей городских и районных пионерских и комсомольских штабов.
Успешно работает в Калининском районе города Челябинска клуб «Говорит пионерия». Здесь занимаются отрядные вожатые, председатели советов дружин и советов отрядов, председатели штабов и объединений, горнисты и барабанщики, звеньевые. Занятия ведутся раз в месяц, с каждой группой отдельно. Ребятам рассказывают о наиболее важных партийных и комсомольских документах, об истории пионерской организации страны, области, района, знакомят с основными формами работы, проводят практические занятия, дают коллективные и индивидуальные задания.
Обком комсомола изучил ряд важных проблем воспитания пионеров и школьников, среди них такие, как профессиональная ориентация, детское техническое творчество, ученические производственные бригады, роль комсомольской и пионерской организаций в борьбе за качество знаний и развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и ряд других.
В условиях научно-технической революции исключительно важно вооружать подрастающую смену всем богатством знаний и культуры. Успехи в учебе зависят и от активной деятельности пионерских организаций по развитию у ребят любознательности, интереса к знаниям. Поэтому в каждой дружине используются уникальные формы «путешествий» в чудесный мир науки и техники. Наши усилия есть в том, что 43 средних и 3 восьмилетние школы в прошлом учебном году добились полной успеваемости, 13 районных пионерских организаций имеют успеваемость свыше 98 процентов. Этому способствовали и городские, районные предметные олимпиады, недели науки, праздники знаний, слеты отличников учебы.
Большую помощь в повышении качества знаний оказывают производственные коллективы. Есть еще одна славная традиция в области: школьники и рабочие заключают трудовые обязательства, совместные договоры «Учиться без двоек, работать без брака!». Впервые такой коллективный договор был подписан в 1969 году от имени юных ленинцев Челябинска городским пионерским штабом и бригадой сталеваров металлургического завода, возглавляемой И. Панфиловским. В этом году обязательства были пересмотрены, и вновь пионеры и сталевары заключили трудовой договор.
Широкий размах приобрело детское техническое творчество. В области работает 1564 технических кружка, в них занимается 72 тысячи ребят. Ежегодно проводим выставки технического творчества, конкурсы на лучшего юного столяра, слесаря, токаря.
Летом свыше двух тысяч школьников уходят в геологические походы. Десятки
заявок на открытые полезные ископаемые, поданные юными исследователями, имеют народнохозяйственное значение.
Стало хорошей пионерской традицией выполнение трудовых заданий исполкомов депутатов трудящихся, партийных и комсомольских комитетов. Челябинские пионеры, например, выполняют задание на строительстве жилых домов, детских учреждений, бытовых объектов, участвуют в пионерских плавках, рейдах по сохранности урожаев.
Недавно мне довелось побывать на легендарном Магнитогорском металлургическом комбинате. Проходила традиционная пионерская плавка. Рядом со сталеварами стояли мальчишки и девчонки в красных галстуках. Серьезные, сосредоточенные. Но как весело заблестели их глаза, какой радостью осветились лица, когда рванулся огненный поток металла — пионерского металла, частица их труда и забот, их вклад в дела страны! Я смотрел на ребят и понимал: каждый из них проходит в эти минуты один из самых главных уроков жизни — урок трудовой закалки.
Во всех горкомах и райкомах созданы штабы, разработаны конкретные трудовые задания для дружин, отрядов. Пропагандистами пионерских дел стали радио, телевидение, областные, городские и районные газеты.
В центре внимания комсомольских организаций находится пионерский отряд. Отряд — это первая школа общественной активности, здесь воспитываются организованность, инициатива, дружба. В нашей области 9624 отряда, в них работают вожатыми 15 864 комсомольца-старшеклассника. Мы считаем, что руководство пионерскими отрядами — первоочередная задача школьного комсомола. У старшеклассников есть опыт пионерской жизни, они учатся в одной школе, живут в одной атмосфере с младшими товарищами. Во всех средних школах действуют отряды или клубы вожатых-старшеклассников. 60 процентов наших старшеклассников являются отрядными вожатыми, руководителями объединений, клубов по интересам, спортивных секций, различных штабов.
Подготовка к пионерскому юбилею способствовала более прочным контактам комсомольских и пионерских организаций. Областной смотр-конкурс «Пионерскому отряду -комсомольскую заботу» был обращен к вожатым-старшеклассникам, производственникам, воинам и студентам. Его цель: оказать силами комсомольских организаций промышленных предприятий, колхозов и совхозов, научно-исследовательских институтов, воинского гарнизона и училищ, вузов и техникумов практическую помощь каждому пионерскому отряду в организации интересной жизни.
Ход смотра систематически анализируется на бюро, пленумах горкомов, райкомов комсомола. Об улучшении содержания и повышении эффективности работ
с пионерами говорили многие комсомольцы на отчетно-выборных комсомольских собраниях и конференциях. Они показали, что сегодня не только актив, но и рядовые комсомольцы знают и понимают задачи советской школы, пионерской организации и выбирают для себя наиболее трудные участки работы.
Комсомольцы челябинского проектного института «Гипромез» в школе № 141 организовали шесть технических кружков — моделирования, конструкторский, радиоэлектроники и другие. В них занимается 180 человек, большинство из них — мальчики из неблагополучных семей, с трудными характерами. 3 кружка работают по месту жительства, их тоже ведут комсомольцы института.
В честь пионерского юбилея комсомольская организация сделала замечательный подарок дружине: оформила и оборудовала пионерскую комнату, на торжественной линейке каждому вручила флаги, барабаны и горны. На деньги, заработанные на субботниках и воскресниках, шефы и пионеры оборудовали фотолабораторию. Приобрели фотопринадлежности, кинокамеру. С каждым годом крепнет эта дружба, воплощаясь в совместные декады науки, корчагинские вахты труда, спартакиады, комсомольские собрания, пионерские сборы…
Областной смотр-конкурс «Пионерскому отряду — комсомольскую заботу», Ленинский зачет вывели на орбиту пионерской жизни около пяти тысяч молодых рабочих, инженерно-технических, научных, творческих работников, студентов и курсантов. В школы, внешкольные учреждения, клубы по месту жительства пришли отрядные вожатые, руководители кружков, спортивных секций. Большинство пионерских отрядов имеет коллективных вожатых — комсомольско-молодежные цехи, бригады, участки, фермы.
Активное участие в работе с пионерами принимают комсомольцы-воины, курсанты военных училищ. В Челябинске работают клубы юных автомобилистов, танкистов, космонавтов и летчиков.
Комсомольцы области сделали только первые шаги по улучшению руководства пионерской организацией. Впереди большая, напряженная работа. Главный ориентир для каждого комсомольца в ней — активно участвовать в воспитании пионеров и школьников, видеть в этом свой гражданский долг и почетную обязанность.

Юрий Александрович первый секретарь Челябинского обкома ВЛКСМ. Фрагменты статьи в журнале «Вожатый» № 7 за 1972 год.

Пионерам – комсомольскую заботу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code