О выставке «Интервью с будущим. Челябинск 2040».

Век наступивший готовит нам новые форматы жизни. Ученые прогнозисты заглядывают в будущее, к которому надо готовиться сегодня.  Уже через 20-30 лет мы будем жить в другой постиндустриальной эпохе. Череда неизбежных революций – цифровой, четвертой промышленной, геномной, фотонной освободят от работы девяносто процентов специалистов в развитых странах. Миллиарды рабочих, чиновников, финансистов, юристов, врачей, учителей должны найти себе новый вид занятий в творческих индустриях. Вместо них придет робототехника, чат-боты, коворкинги, фитнес-трекеры, «умные» города, дома, нейросети. Предполагают, что только личность творческая, с широким кругозором, выросшая в современном мегаполисе лучше адаптируется к новым реалиям.  Человек с пониженным культурным уровнем не сможет управлять роботами, искусственным интеллектом, манипулировать реальностью. Эти параметры личности, в немалой степени, и определяет качество городской среды проживания, одно из важнейших условий подготовки к новым временам.

В тоже время, в стране, в мире резко изменились экономические и социальные приоритеты. Началось жесткое состязание городов за кадры. Жизнь ставит четкие условия. Есть человеческий капитал – город растет, развивается. Нет интеллектуальной элиты, креативных специалистов, чиновников, инженеров, учителей, архитекторов – город уходит во второй, третий эшелон рейтингов. Как сохранить творческую страту общества? Как остановить бегство классных специалистов из уральского региона? Нам, жителям Челябинска, необходим город с мировым уровнем урбанизации. Надо создавать городскую среду, в которой комфортно жить. Использовать общественные пространства не только для релакса, но и для размещения интересного исторического, познавательного контента. Реализация новой культурной парадигмы общественных пространств и устойчивое развитие городов и регионов — это актуальнейшая задача.

Городские пространства развитых стран, помимо тривиального благоустройства, в разумных пределах наполнены не только классической пластикой, но и авангардной архитектурой, артефактами, предметами истории, арт-объектами, инсталляциями. Уличная эстетика вызывает неподдельный интерес, развивает воображение, подталкивает к размышлениям, оживляет однообразный жилой пейзаж.

Внешний вид города, отчасти, определяет и судьбу человека, создает матрицу, код восприятия событий во взрослой жизни. Создает островки памяти в уме и в сердце.  Учит детей красоте и хорошему вкусу. Развивает фантазию и творческое мышление. Наряду со школой, задает планку интеллектуального развития личности. После интересного детства, например, проще сопротивляться романтике пива, снюса, «АУЕ» или рэповских героев батлов «Оксимирона» и «Гнойного». Хотя появление молодежной субкультуры тоже веление времени.

«Природа, история, события нашего города, края должны стать объектами, функцией дизайна городской среды».

Последние три десятилетия в городе интенсивно развивалось жилищное строительство. Новые кварталы значительно раздвинули зону проживания. В тоже время из 48 общественных пространств на 2018 год, лишь существующие 13 успешно функционировали как полноценные зоны отдыха и досуга. Остальные зарастали травой и не входили в перечень действующих скверов, парков. Сегодня ситуация быстро улучшается.

Современные креативные парки, тематические скверы, объемные арт-объекты, пока не нашли своего места в городском пространстве. Беспощадная реклама обезличила уличный ландшафт. Город не обрел свою харизму, привлекательность, уральскую идентичность, не реализовал богатый культурный потенциал.  Изредка появлялись к юбилеям или скорбным датам мемориалы памяти, отдельные точечные объекты.

Сегодня, с приходом нового руководства города и области, появилась перспектива сделать город привлекательным, интересным, комфортным. Идет поиск новых подходов к формированию городской среды. Надо понимать, что культура в широком смысле, это не только традиционные учреждения культуры, но и совокупность разных предметов, материальных следов, событий. От уличных табличек до ландшафта озелененных улиц. Выяснилось, что культура является драйвером развития города. Город должен включиться в современную жизнь. Среда должна быть разнообразной, яркой интересной, вызывать актуальные переживания. Буквально все, что нас окружает это материальные знаки культуры. Они рассказывают о нашем времени и наша задача с помощью творческого, креативного подхода трансформировать, активизировать эту накопленную массу в социальные объекты, в привлекательные достопримечательности. Что бы сделать наш город таким, в котором хочется жить. Недавняя моя поездка в Барселону – «самый умный город мира в 2010 – 2015 г. г.» — подтвердила эту аксиому.

На выставке представлены концепции, проекты, предложения для городской среды нашего мегаполиса.

Для завершения проектов, новаций требуется участие дизайнеров, архитекторов, художников.

О. А. Чернышев.

Окончил ЮУрГУ (Аэрокосмический факультет, ДПА) в 1970 г. Работал на строительстве военных, гражданских объектах. Главным инженером монтажного управления. Директором проектной организации «Оргтехмонтажстрой». Изучал архитектуру, искусство. Окончил курсы креативного творчества в Высшей школе «Bauhaus» в Германии в 1988 году. Гражданский активист, член правления фонда «Будущее Отечества» им. В. П. Поляничко. Последние годы занимается креативными проектами для города, созданием макетных инсталляций. Участник нескольких выставок и конкурсов в Челябинске. Литератор, путешественник, коллекционер.

Тел. 8 909 068 5235. Почта iskander290846@mail.ru

Приглашение на выставку «Интервью с будущим. Челябинск 2040»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *